Ритейл по-соседски

Топ-менеджер Динар Зарипов о том, как новосибирцы вкладываются в ритейл внутри своих микрорайонов, создавая нужную им инфраструктуру

Стрит-ритейл постепенно отмирает в центральных частях города и смещается в проекты комплексной и квартальной застройки. Отчасти это связано с нарастающей тенденцией, когда жители стремятся закрыть бóльшую часть своих потребностей ближе к дому. Появляется необходимость в формировании целостной инфраструктуры, когда локация «обрастает» небольшими магазинами, аптеками, мастерскими по ремонту обуви, цветочными лавками, зоотоварами, детскими центрами, точками общественного питания.

Среда комплексной застройки создает благоприятные условия: в течение всего дня сохраняется активный трафик пешеходов. Утром жители забегают в магазин или пекарню по пути на работу. Днем родители отводят детей на развивающие кружки, выходят на прогулку. Вечером решают бытовые вопросы: отдают одежду в химчистку, покупают продукты или могут просто заглянуть в кафе на чашку кофе с булочкой.

Последнее время жители сами приобретают коммерческую недвижимость на 1-м этаже своего дома, рассматривая ликвидные помещения в стрит-ритейле как надежный актив. Популярны небольшие офисы 60–90 кв. м. В среднем малый бизнес окупается за 5–6 лет. Чуть дольше, 7–8 лет, — если помещение приобретается под сдачу в аренду.

Некоторые партнеры идут вместе с застройщиком из проекта в проект: они видят потенциал в развитии коммерции в кварталах и приобретают недвижимость на ранних этапах строительства. Это сети продуктовых магазинов, магазинов напитков и аптеки.

Появляются и монобренды, например частные, а не сетевые кофейни. Это пример некой эволюции предпринимательства, когда хозяин бизнеса сам выходит к прилавку, общается с покупателями. Жители собираются здесь по вечерам, играют в настольные игры, и для этого им не нужно выходить за границы своего квартала. Формируется некая точка притяжения, агора. Можно спуститься «в тапочках» во двор и душевно провести время. Это знакомый, но забытый формат добрососедства.

Динар Зарипов, директор по маркетингу и продажам СП ООО «Сибакадемстрой»
Фото Татьяны Кривенко