«Начали падать и "рваться" потолки и стены»

Управдом Владимир Алабугин о том, как из-за капремонта по новой схеме пострадали первые дома, применяют самые дешевые материалы и в квартирах падают потолки

Все начиналось очень заманчиво. Летом прошлого года управляющим организациям спустили директивы из мэрии Новосибирска о необходимости срочно подготовить проектно-сметную документацию на дома, которые согласно волшебному списку должны быть отремонтированы в 2014 году. И управляющие компании вместе с проектировщиками бросились на чердаки и в подвалы измерять и считать объемы работ для скорейшего осуществления желаемого.

Документы предоставлялись на сверки региональному оператору по капитальному ремонту, проводились общие собрания собственников домов, на лавочках во дворах велись дебаты о порядке и перечнях работ. Затратив немалые средства и силы, все получили ответ о переносе сроков и просьбы в 2015 году эту работу повторить. Только на этот раз все организационные функции взял на себя департамент энергетики и ЖКХ. Оставшись в стороне с дорогостоящими проектами и сметами, управляющие компании и собственники стали наблюдать за чиновниками, кинувшимися организовывать капитальный ремонт, который согласно конкурсам должен быть реализован максимально дешево и в минимальные сроки. Правда, не учли еще одного новшества — капремонт оказался такого качества, что после него собственникам придется заняться восстановлением своего жилого фонда более основательно.

Дом ул. Титова, 42 в процессе капремонта

И началось… На чердаках и в подвалах квартала, ограниченного ул. Титова, Петропавловской, Крашенинникова и 2-м переулком Крашенинникова поселились «талантливые специалисты», способные перевоплощаться в электриков и кровельщиков, сантехников и каменщиков, которые и взялись ремонтировать наши дома. С кровель зданий аккуратно снимались и вывозились в неизвестном направлении стропила из лиственницы, которые с годами становятся только прочнее, а на их место укладывались материалы из менее ценных пород деревьев, более низких категорий, ускоряющих износ и снижающих сроки эксплуатации перекрытий. Оставшиеся без крыши жители смиренно принимали на свои головы отходы жизнедеятельности живущих на чердаках «карлсонов», которые вместе с дождевыми осадками сквозь новые крыши потекли в их квартиры. Начали падать и «рваться» потолки и стены, а собственники в полной мере почувствовали все прелести повышения качества своего жилья.

По требованию технадзора на домах появилось невиданное местными аборигенами новшество — высокие продухи, больше похожие на панорамные окна, которые обязаны обеспечить низкие температуры в чердачных перекрытиях и отсутствие наледи на скатных кровлях. При этом в условиях сибирского климата забыли про утепление верхних розливов отопления. Видимо, это произойдет после замерзания труб, во время последующего капитального ремонта. Станут сырыми и потолки верхних этажей — точка росы будет смещаться к квартирам, разрушая утеплитель (там, где он есть), и в процессе промерзания разрывать несущие конструкции.

Согласно региональной программе горячее водоснабжение может ремонтироваться отдельно от холодного водоснабжения или водоотведения, а значит, собственники квартир испытают большие неудобства — вскрывать стены и менять трубы в кухнях и ванных комнатах теперь будут намного чаще, в течение нескольких лет.

И такие недочеты по всем инженерным системам и конструкциям многоквартирных домов. Программа работает, но отлаживать и корректировать ее придется еще очень долго.

Будет намного разумнее, если за организацию работ будут отвечать специализированные организации, как это предлагает действующее законодательство. Но никак не ограниченные календарями, планами и требованиями муниципальные служащие, плохо представляющие реальные особенности каждого дома и условия их эксплуатации, не один-два отдела чиновников, загнанных большим количеством домов. Проводить капитальный ремонт должны собственники совместно с управляющими организациями, которые сейчас остались в стороне от происходящего. Департаменту достаточно запустить алгоритм и контроль работ, а не заниматься их реализацией. Далеко за примерами ходить не надо, такой опыт в нашем регионе уже был.

Владимир Алабугин, директор управляющей компании «Жилкомсервис»
Фото автора